Как сделать витраж Тиффани своими руками

витраж ТиффаниЕстественным желанием каждого человека является придание своему жилищу эстетичности, комфорта и неповторимости. Один из приемов, позволяющий выделить свой дом среди прочих – применить витражи. В былые времена из-за значительной дороговизны их применяли исключительно для украшения храмов, замков и роскошных поместий. Развитие современных технологий дало возможность сделать витражи максимально доступными для любого человека.

Обустройство витража своими руками относится к тем несложным видам отделки, которые не потребуют наличия специальных навыков или профессионального оборудования. Для создания данного оригинального оформления используются самые обычные инструменты и незначительное количество комплектующего материала, который имеется в любом строительном отделе.

Среди прочих изделий данного типа особенной популярностью пользуется витраж Тиффани, очень похожий на оригинальные классические решения.

Алгоритм создания витража Тиффани:

  • Изготовление эскиза изделия. Делается он в двух экземплярах, с использованием настоящего масштаба. Понадобится наличие хорошей плотной бумаги и копировальной техники.
  • Маркировка элементов обоих экземпляров в параллельном порядке.
  • Вырезание первого эскиза. Для этого используются заготовочные ножницы для шаблонов с тремя лезвиями: центральный резец предназначен для удаления бумажной полоски шириной 1,27мм. Это даст возможность уместиться фолии (медной фольге).
  • Укладка готовых картонных образцов поверх приготовленных цветных стекол.
  • Нумерация и обведение заготовок. Делается это с помощью тонкого маркера.
  • Вырезание всех деталей будущего витража.

Рекомендации по работе:

  1. Обламывание стекла нередко сопровождается образованием неровностей по краям. Для их устранения лучше всего использовать кусачки, отточив все кромки впоследствии точильным бруском.
  2. Во избежание разлета осколков стекла в специальную емкость набирают воду, погружают туда заготовки, и проводят всю обработку деталей в погруженном состоянии.
  • Обмотка при помощи фолии торцевых участков каждой заготовки.
  • Одна сторона специальной медной фольги делается клейкой. Ее прикладывают посредине на стеклянный торец, с последующим оборачиванием всего изделия.
  • Чтобы шов был прочным и красивым, обе стороны загиба должны быть одинаковыми.
  • Для приглаживания загибов фольги к стеклянной поверхности обычно используют лопатку из дерева. Материалы большей твердости способны наносить патине заметные повреждения, царапая и разрывая ее.
  • Фиксация эскиза. Для этого используется клей или прозрачный скотч.
  • Оформление краев рисунка планками. Рамка воспрепятствует смещению мозаичных элементов во время последующих работ.
  • Сборка единой композиции из отдельных частей, с применением шаблона. Важно добиваться свободного размещения всех витражных элементов и наличия между ними незначительного зазора. Это сохранит стекло от трещин при нагревании во время проведения пайки.
  • Подгонка всех элементов по размеру для получения единой композиции.
  • Обработка швов при помощи флюса. Таким образом медная поверхность очищается от следов окисления. К тому же, это даст возможность припою образовывать ровные швы. Чаще всего эту процедуру осуществляют паяльным жиром или жидким флюсом.
  • Для припайки витражных элементов Тиффани на внутренние и наружные торцы используется паяльник небольшой толщины, разогретый до нужной температуры.
  • Важно достигать получения одного сплошного шва, которым будет закрыта вся просматриваемая медная поверхность. Это касается также внешних кромок изделия.
  • Натирание швов по окончанию работы. Эта процедура должна проводиться с особой тщательностью, иначе оловянный припой начнет быстро окисляться. Для этого можно применить остатки флюса или любую жидкость моющего типа.

Для придания витражу Тиффани полной готовности проводится обработка его швов патиной. Обычно используется черное или медное вещество, для втирания которого в поверхность швов подойдет обычный тампон из ваты. При попадании патины на стеклянную поверхность следует сразу убрать ее мягкой тряпкой.

Рекомендации

Процедура изготовления:

  1. Для любого витражного изделия существуют определенные границы, в которые они должны умещаться. Витражи для потолка, окон или двери в этом отношении обладают разными ограничениями. На экземплярах крупных размеров витражное изображение удобнее складывать из нескольких отдельных частей.
  2. Детали со сложной конфигурацией проще изготовлять, применяя специальные лекала, оснащенные витражными эскизами.
  3. Размеры соединительных швов между отдельными частями композиции зависят от дизайнерского проекта и эксплуатационных требований. Иногда швам сообщаются разные параметры для придания витражу особенной оригинальности. Особенно это касается изделий с выпуклой или вогнутой конфигурацией, типа плафона на люстру или светильник. В процессе производства используются специальные формы, воспроизводящие точные очертания и габариты витражной композиции. Это заметно экономит время и способствует увеличению качества. Для изготовления такой болванки можно применить гипс или древесину.
  4. При вырезании витражных составляющих важно делать это одним сплошным резом, без отрыва стеклореза от поверхности материала. Приближаясь к краю стекла, давление на инструмент рекомендуется уменьшить, чтобы не образовались сколы.
  5. При укладке готовых составных частей поверх матрицы нужно достигать их свободного размещения. В таком случае стекло не будет перегреваться или трескаться по ходу спаивания.
  6. При образовании во время пайки дефектов или неровностей, следует мгновенно принимать меры по их удалению. Это даст возможность потратить на это намного меньше времени и достичь большего качества изделий.
  7. Если требуется аккуратно разрезать стекло значительной толщины, то данную работу удобнее провести в два этапа. Первым делом проводят надрез контура изделия, точно по лекалу. Далее, перевернув стекло на обратную сторону, начинают легкое простукивание вдоль линии реза: когда появится трещина, по ней осуществляется аккуратное разламывание.

Создание эскиза:

  1. Работая над эскизом витражной композиции, сугубое внимание следует уделить ее швам: Т-образная стыковка делает изделие на порядок прочнее.
  2. Особого учета требует соблюдение пропорций. Элементы небольших размеров лучше оснащать тонкими швами, во избежание слишком грубого внешнего вида и перекрывания фольгой значительной части стеклянной поверхности.
  3. Создавая широкую стыковку, лучше не применять слишком узкие детали и острые углы, так как пайка в этом случае вызовет массу затруднений.
  4. Эскизы для вытянутых вверх узких витражей желательно оснащать несколькими вертикальными линиями. Такой подход придаст конструкции большую прочность.
  5. Для облегчения сборки витража стороны эскиза лучше оформить рамой, внутрь которой удобнее выкладывать готовое стекло. Укладывать витраж обычно начинают с углового участка: чем точнее были подогнаны рама и эскиз, тем аккуратнее получается композиция.

Использование стекла:

  1. При подборке стекла для витража важно учитывать наличие у освещенных цветных стекол разных оттенков. Это также зависит от их толщины и прозрачности.
  2. Благодаря стойкости к температурным колебаниям витражи Тиффани допускают наружное применение.
  3. В случае повреждения любой элемент композиции легко поменять.
  4. Стекла долго не тускнеют, хорошо сопротивляясь выгоранию.
  5. Витражное стекло можно мыть любым средствами, в том числе – спиртосодержащими.
  6. Чтобы упростить работу, лучше не применять острые углы и сложные вырезы. Подобные участки рекомендуется составлять из более простых, что заметно облегчит их обрезание и пайку.
  7. На стеклянном листе имеется наружная и внутренняя сторона. Именно последняя более удобна для различных манипуляций из-за своей большей гладкости.

Совет: нередко крупными предприятиями проводятся распродажи битого и бракованного стекла. Приобретя его для домашнего изготовления витража, можно достичь заметной экономии финансов.